Особенности национальной политики, или почему конфликты неизбежны

WorldviewСобытия последнего времени приводят в полное недоумение большинство людей, искренне верящих в то, что новые силы, свежие головы в состоянии изменить жизнь к лучшему. Разбиваются надежды и доверие, опускаются руки, друзья становятся непримиримыми врагами, а  враги находят точки соприкосновения. Со стороны все это выглядит как хаос ведущий в пропасть.

Как всегда, объяснение всему происходящему нужно искать в собственной истории и культуре, ибо ничего нового не происходит. Нечто подобное, с теми или иными успехами, переживали наши предки во все времена.

В славянской культуре, да, да в той самой, которая впечатана в нашу ДНК, есть прекрасное объяснение всему тому, что сейчас происходит.  Издавна наши пращуры определяли три модели мировосприятия: однобожие, многобожие и родобожие. Для того, чтобы не задевать религиозные мотивы, сразу оговорюсь, речь не в религии, а именно в мировосприятии. Поэтому в контексте нашего времени позволю себе перефразировать: одноидейность, многоидейность и третье —  не зацикливание на идеях в принципе.

Эти модели существовали, существуют и будут существовать всегда. То, какая из моделей становиться доминирующей, определяет уровень жизни и комфорта всего общества.

Теперь по порядку.

Что же такое однобожие или одноидейность?

Все мы очень хорошо знакомы с ней. Нам вбивали ее в голову не одну сотню лет, а последние 70 она была для большинства просто единственно существующей. Эту модель определяет наличие четкого лидера и всеобщая консолидация вокруг него, свод обязательных к исполнению правил и законов, нетерпимость и агрессия по отношению к инакомыслящим. «Кто не снами, тот против нас». «Если вы не поддерживаете лидера, значит вы враг». «Если ваш образ жизни не вписывается в наши правила и законы, значит вас нужно уничтожить».

Эта модель действенна, сильна, но губительна. Так как разнообразие и разнополярность Мира вынуждает приверженцев этой модели постоянно доказывать свою правоту, убеждать окружающих и в первую очередь себя в том, что моя идея лучшая, я лучший, мой лидер лучший. Это постоянная конкуренция, это постоянная война.

Эта модель инертна к любому развитию, и не приемлет ничего нового. Именно по этому любая империя, будь то страна или команда с одной идеей рано или поздно обречена на гибель. Наличие неоспоримого лидера рано или поздно приводит к диктатуре, монополии, порабощению.

Именно однобожцы породили Гитлера и Сталина, а теперь именно они ликуют от каждого шага Путина, даже не пытаясь его осмысливать. Только они отличаются фанатизмом и раболепием. И именно из однобожцев получаются самые жестокие диктаторы и преданные рабы, так как откланявшись кому-то, они точно так же требуют поклонения и себе.

Они верны своим взглядам. Это и плюс и минус. С одной стороны они предсказуемы, с другой надежны и постоянны.

Сегодня однобожцы радеют за единого лидера (не важно где и в чем), за единую идею, за командную дисциплину. Вы легко узнаете их. Как правило они без устали кичатся своими достижениями, при каждом удобном случае рекламируют свое я, очень трепетно относятся к своему имиджу, бояться предстать в невыгодном свете. С пеною у рта они отстаивают «свое» мнение даже тогда, когда его никто не спрашивает.

Идеи однобожцев сильны только тогда, когда их поддерживают массы. И чем больше приверженцев, тем живучей сама идея. Поэтому основная задача — привлечь как можно больше соратников, готовых говорить и действовать в унисон, поиск и использование благодатных почв для идей. Это вынуждает быть громким, ярким, запоминающимся. Говорить лозунгами, красоваться на билбордах и срывать аплодисменты по поводу и без повода, постоянно использовать манипуляции.

Но нужно помнить одно, чем громче они кричат, тем сильнее их внутренняя  (подсознательная) неуверенность в собственной правоте. По сути, они трансформируют идею, какой бы благой и замечательной она бы не была изначально, в оружие против других. Всегда ищут врагов и предателей.

У них четкие и однозначные законы принятые кем то, что бы не происходило.

Теперь многобожие или многоидейность.

Эта модель более живуча и конструктивна по одной простой причине – нет конфликта внутри носителей мировоззрения изначально. При этой модели мировосприятия, носители всевозможных идей прекрасно уживаются в одном социуме.

Время от времени для достижения каких-то общих (совпадающих по тем или иным параметрам или причинам) целей, разноидейные общества объединяются, а достигнув их опять расходятся. И это существенное и ключевое различие с однобожцами. Только ситуативные лидеры и только вокруг задачи, а не лидера или идеи.

При этой модели учитывается многогранность Мира, приятие иной точки зрения, как имеющей право быть. Это трепетное отношение к своим, принятым с их же участием канонам, но в то же время уважительное отношение к чужим. У таких людей напрочь отсутствует поклонение лидеру, только согласованные и распределенные действия для решения проблем.

Вспомните историю. Переизбрать гетьмана, если он по каким-то причинам не справлялся с возложенной задачей — дело техники. А сам обряд вываливания вновь избранного в грязи, чего стоит. А ведь были случаи, когда казаки сами казнили на площади того, кого сами же и выбрали.

Еще одним примером многобожья можно считать копное право, которое существовало на территории Украины вплоть до 18 столетья. Когда СКОПОМ решались вопросы той или иной громады, и под каждый вопрос назначался ответственный, СИТУАТИВНЫЙ лидер. При этом решение принималось голосованием только при 100% единогласии. Если вопрос не имеет единогласно решения, то причина не в тех, кто голосует, а в неправильности постановки вопроса или определения проблемы.

Принятое коллективно решение было по сути и собственным решением каждого, поскольку человека не убеждали в правильности, не подводили под мысль, или манипулировали им. Он сам участвовал в принятии решения на базе своей совести, знаний и велений души, его мнение чтили и принимали как члена социума. И никаких разногласий, решаются проблемы, а не амбиции личностей. И единственные войны и серьезные конфликты, это с нападающими и пытающимися доказать свою, и только свою правоту, однобожцами.

Если войны, то только оборонительные.

Таких людей вы тоже наверняка встречали. С ними трудно поссориться и практически не возможно переубедить. Они действуют в своей стезе при этом не умоляя достижения других. Они в принципе не приемлют насилия как по отношению к себе, так и к другим. У них сегодня один лидер, завтра другой — все зависит от поставленных задач. Ими не возможно манипулировать или командовать со стороны амбиций. Их нельзя заставить уважать, и поклоняться.

Между собой у них нет вечных врагов или вечных друзей. Это как семья, где можно поругаться, но жить все равно то придется вместе и продолжать взаимодействовать. Разногласие это не повод доказывать друг другу что-то, а повод искать обоюдовыгодное решение.

У них нет долгосрочных законов, они прекрасно понимают, что по-разному будут действовать в мирное или военное время, при катаклизме или на отдыхе. Они понимают, что каноны поведения меняются согласно ситуации, и опираются на выработанные, и единогласно одобренные громадой (группой) решения и ситуативные законы. Принцип – «Не убей» хорош и необходим для мирного сосуществования и абсолютно не приемлем в состоянии войны.

Они признают как свою, так и чужую ответственность за совершенные действия. Они вполне допускают возможность агрессии по отношению к себе, но так же и позволят самим себе проявлять агрессию в ответ на чужие действия.

Ярким примером многобожия была самоорганизация на Майдане, где не было ярко выраженных одноидейных лидеров, только ситуативные. Где поднимались флаги разных партий и стран, где не имело значения с западной ты Украины или с Донбасса, белорус или грузин. Но, тем не менее, все организовывалось и быстро перестраивалось, при необходимости.

Ну и третья модель — родобожие.

При этой модели мировосприятия не существует вообще никакой зацикленности на идее, а уж тем более на личности. Лидерами есть они сами, и лидеры все окружающие. Каждый друг другу учитель и ученик.

Есть единое стремление — обогатить свой Род новыми качествами, знаниями, умениями. Эти люди очень трепетно относятся ко всему новому, непознанному, непонятному. Они учатся всегда и всему. От всего, что их окружает, будь то природа или люди они берут бесценный опыт, сублимируют его в своей культуре и традициях, обогащая тем самым себя и свой Род.

Это люди не смиренного приятия, а осмысленного понимания многоликости и разноплановости. Их спектр допустимого на столько широк, что пользу и развитие они могут получить абсолютно при любых обстоятельствах. О таких говорят, что все что их не убивает, делает сильнее. Они всегда счастливы и при деле. Они с легкостью делятся своими знаниями и опытом не требуя ничего взамен.

Им чужды эгоизм и слава. Их Мир не ограничивается  собственным Я. Они — это весь Мир, и весь Мир в каждом из них. Эти люди мыслят глобальными, вселенскими масштабами, они четко улавливают причинно-следственные связи. У них нет белого и черного, хорошего и плохого… Есть только ценность и  красота жизни во всех ее проявлениях. Любовь ко всему без желания обладать. С ними вообще невозможно поссорится, для них самих не существует врагов.

Но это не значит, что они только нюхающие бабочек пацифисты, для них война, такое же проявление Мира как и пасхальная литургия. Они действуют безупречно в любых ситуациях. Как не существует в природе нецелесообразного убийства, так его нет и в их жизни. Если им и предстоит убирать кого-то, то сделают это без агрессии и ненависти. В их Мире нет случайностей, они не живут иллюзиями и ожиданиями, их невозможно обмануть или предать, они от других ничего не ожидают.

Для них не существует социальных законов. Они живут по законам цикличности вселенной. Для них есть только здесь и сейчас. Их жизнь – это путь, в котором они счастливы.

Стоит ли говорить, что это именно та модель к которой призывают все святые писания. То, к чему, по хорошему, должно стремиться человечество…

Все три мировоззренческие модели неосознанно под влиянием обстоятельств проявляются в каждом из нас. Это постоянный внутренний конфликт, который провоцирует нас на то или иное, практически не контролируемое действие, и еще более не контролируемое восприятие. Если о родобожие речь пока не идет, то однобожие с многобожием сошлись в смертельной схватке сначала на Майдане, затем на Донбассе, а сейчас в голове каждого. И пока этот конфликт не будет решен в каждой отдельно взятой личности, будут конфликты и в семьях, и в организациях, и в вновь избранных партиях. Прошлый раз одержало победу однобожие и мы все знаем, чем это закончилось… Повторим ли ошибки прошлого?

Авторы: Анатолий и Ирида Дубовики

2 thoughts on “Особенности национальной политики, или почему конфликты неизбежны”

Добавить комментарий